Home Виноват ли флаттер в аномальном поведении
Волгоградского моста? Ниже вы
можете прочитать мою беседу с одним из специалистов по флаттеру. Земляк. Андрей
Николаевич! Почему ,,танцует,,
Волгоградский мост. (c) - там комментарии закрыты. Танцует - потому что у моста возник
банальный флаттер (flutter). Явление аэродинамической
неустойчивости (автоколебаний), обусловленное конструкцией и возникающее при
достижении потоком (ветром)определенной скорости. Широко
известное и достаточно изученное. Скорее всего
изгибно-крутильный флаттер. Там определяющую роль играют взаиморасположение
линии аэродинамических центров , линии жесткости
(базового лонжерона) и линии центров масс сечения. Плюс жесткости на изгиб и
кручение. Устраняется перебалансировкой сечений. А вот почему именно в ТОТ
день - это уже Ваша епархия :)) Воробьев. Вот копия моего сообщения на одном из форумов на
эту тему:
,,Несколько слов о флаттере. Конечно, эта версия многим нравится, но...В детстве мне приходилось читать книжки известного
летчика -испытателя Галлая. Он один из первых, кто
испытывал это явление на себе. Флаттер появляется на больших скоростях
...примерно по памяти Отсюда
следует, что если это и флаттер, то вовсе не банальный. Возможность для
обсуждений я закрываю именно потому, что всем читателям почему-то кажется,
что я очень темный. Земляк.
>Отсюда следует, что если это и флаттер, то вовсе не банальный. < Видите
ли... Ваш покорный слуга имел честь когда-то давным давно защитить
диплом по физике возникновения флаттера вертолетной лопасти (МИ-6). Причем
занимался этой темой не наскоком, а с третьего по шестой курс. (Две печ работы по дипл.
ИзвВУЗов
сер "Авиационная техника") Но сейчас
не об этом. Флатер назван
банальным в смысле заметного подобия моста и крыла самолета. Банальным, в смыле "неча искать других объяснений". Скорость
же набегающего потока, при которой в конструкции возникают автоколебания
(флаттер) определяется очень мноими факторами,
меняется в зависимости от конструкции в широком диапазоне и может быть
небольшой.("Волнующийся" бумажный флажок
на ветру - пример т.н. "панельного" флаттера). Или наоборот. У
бипланов, к примеру флаттера не будет никогда (в
"дозвуке" во всяком случае). Потому что
суммарная жесткость двойного крыла-фермы в первую очередь на скручивание
несопоставимо велика в сравнении с жесткостью моноплана. Флаттер
жестких (не подвесных) мостов наблюдался неоднократно и ранее, впервые (с
точно установленной причиной) в 20х гг
ХХ века в США. Примеры описаны в учебниках по аэроупругости.
В местах, где имеются опасения возникновения флаттера, уже при проектировании
моста принимаются соответствующие меры по смещению его собственных частот, перебалансировке и т.п. Вряд ли всё это делалось в
Волгограде... Да,
кстати. В последнем случае в Сети, СМИ и др. неоднократно употреблялся термин
"резонанс". Никогда в жизни не слышал ничего более идиотского. При резонансе обязательно имеется
периодическое внешнее воздействие. Тут его и в помине не было. Вот ежели бы на мосту, да дискотека :) или солдатики бы
маршировали... Воробьев. Если считать "волнующийся" бумажный
флажок на ветру примером флаттера, то тогда вы вне всяких сомнений правы,
потому что тогда буквально всё можно называть проявлением флаттера...даже бурчание кишок в голодном организме. Тогда проблем с
объяснением аномального поведения Волгоградского моста нет никаких... и не
только этого моста, но и всех остальных. Флаттер и всё! Случай с
этим мостом никак не укладывается в мировоззрение обывателя, и чтобы его
мозги слишком не напрягались, всегда используются слова такого рода. Скажите ,,флаттер,, и 999999 из миллиона сочтут, что проблема
решена и убегут с криками ,,ура!,,. Но на
меня такие заклинания давно не действуют. Я отлично понимаю, что такое
объяснение на самом деле ничего не объясняет, и уверен, что хорошие спецы - мостостроители берутся за голову. Они явно не
знают, почему это произошло. Слова про флаттер
вполне годятся для приезжающих комиссий, но не для самих спецов. Если
учесть, что автоколебания поддерживаются за счет энергии внешнего
воздействия, то эту версию надо сразу выкинуть, поскольку очевидно, что
энергии ветра со скоростью 16 м/с явно недостаточно, чтобы подтолкнуть мост
на такие подвиги. Мне
версия с флаттером тем более кажется забавной, что с этим же мостом ранее произошёл
такой казус - конструкции моста сначала самостоятельно провисли, а потом
самостоятельно выпрямились. Вот моё сообщение на одном из форумов: ,,Я долго
сомневался, надо ли вам показывать этот рисунок. Не потому что я чего-то
боюсь, а просто не хочу лишний раз травмировать вашу нервную систему.Я же знаю отношение
подавляющего большинства к так называемым ,,кругам,, на полях. Как правило,
отношение следующее - мы их не видели, разбираться в них не собираемся, но
твердо знаем, что это туфта... А я с ними
разбирался, причем, очень долго и упорно. И сейчас потихонечку разбираюсь,
хотя и не собираюсь ничего больше публиковать на эту тему. Но здесь случай
исключительный. Если я вам не покажу хотя бы этот рисунок, то вы так и будете
думать, что волгорадский мост плясал от ветра со
скоростью 16 м/с. Конечно, вы мне и сейчас вряд ли поверите, но все-таки посмотрите.Вот адрес фотографии
одного из ,,кругов,, на полях с сайта Люси Прингл. http://www.lucypringle.co.uk/photos/2010/Old-Sarum2-sm.jpg Похоже на Волгоградский мост? Да, похоже.
Посчитайте черные дуги. Их шесть.Мост
в Волгограде шестиполосный. Теперь объясняю, что
означают серые кружочки внизу. Так схематически изображены опоры моста.
Кольца с эллипсами под мостом и на мосту означают на
мой взгляд колебания моста по изложенной мной схеме. К
написанному об этом ,,круге,, могу добавить, что его
фотография появилась на сайте Люси Прингл примерно
в начале мая. Сделайте сами из этого такие выводы, какие вам нравятся. Ссылка
на сайт Люси Прингл прилагается http://www.lucypringle.co.uk/photos/2010/may.shtml После
этого сообщения на форуме наступила гробовая тишина. Все специалисты по
флаттерам и резонансам куда-то убегли. 2 июня 2010 года. Андрей Воробьев. |
|